В прошлом году затраты россиян на покупку бытовой техники и электроники (БТЭ) составили 5,4% от их общих расходов. Это вдвое больше среднемирового показателя. Сопоставимые доли имеют только Турция и Египет с 4,9% и 4%.
По обороту российский рынок БТЭ в 2006 г. оказался на седьмом месте в мире с результатом $25,6 млрд (без учета НДС), подсчитали в Deutsche Bank.
Против течения
Примечательно, что во всем мире снижаются среднестатистические затраты на покупку бытовой техники и электроники (БТЭ). В 2001 г. потребители всего мира выделили на покупку техники 2,5% от своих общих расходов, а в прошлом году лишь 1,9%, цитирует исследование аналитиков Deutsche Bank газета "Ведомости".
По сравнению с российскими, "аппетиты" жителей развитых стран выглядят довольно скромными. Самыми большими транжирами в этой категории стран считаются англичане. На технические новинки они тратят 3% от их общих расходов, а японцы 2,9%. Это связано с высокой скоростью появления технических новинок на этих рынках и их сравнительно небольшой стоимостью, говорится в документе.
Зри в корень
Данные статистики говорят о том, что в обществе стало много азартных потребителей, которые живут одним днем. Люди тратят почти все, что зарабатывают, вместо того чтобы делать накопления. На это обратила внимание Елизавета Тотунова, PR-директор компании «Мир». Она считает, что во всем виновата привычка россиян к нестабильности.
Чаще всего потребители покупают дорогую бытовую технику и новейшие модели мобильных телефонов. Менеджеры по продажам торговых сетей отмечают большой спрос на телефон Nokia N95 стоимостью более 20 000 руб. и на 42-дюймовую плазму Pioneer PDP-4280XA за 75 000 руб. с лишним.
Подсчитано, что россияне меняют мобильные телефоны в среднем в три раза чаще, чем европейцы.
Эксперты Deutsche Bank объясняют "техническую" шопингоманию россиян ненасыщенностью нашего рынка: в стране есть города, где у населения нет даже необходимых бытовых приборов.
Со временем дисбаланс пройдет: вырастет доля сбережений, более значительная часть затрат пойдет на оплату жилья, выплаты по ипотеке и прочие капитальные расходы, уверена Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью сети «Техносила».
Есть и еще один момент, который нельзя сбрасывать со счетов - зарплаты на просторах нашей Родины невысоки относительно других стран. Поэтому неудивительно, что бытовая техника и "мобилки" оказываются для россиян более дорогими покупками, чем для европейцев или американцев.
Данные статистики только подтверждают этот вывод. Судите сами: среднестатистическая российская семья в 2006 г. потратила на покупку БТЭ $180 (5,4% от их общих расходов), тогда как, например, португальская - $247 (2,1% от расходов), а норвежская - $751 (2,6%).
Автор - Светлана Зубкова
rb.ru