Современные фотовспышки
Автор: Дмитрий Самоделов
Популярность импульсных осветителей, и, в частности, фотовспышек легко объяснима: никакой другой осветительный прибор не может сравниться с ними ни по универсальности, ни по простоте использования. Сочетая в себе фантастическую мощность импульса, компактность и небольшой вес, вспышки как единое целое работают с камерой, обеспечивая необходимый угол рассеивания света и автоматический замер экспозиции, а цветовая температура их импульса эквивалентна дневному освещению, что позволяет использовать вспышки на улице. Даже имея в своем распоряжении лишь один, но такой гибкий в эксплуатации прибор, как фотовспышка, опытный фотограф может быстро организовать мини-студию. Ну а «арсенал» из нескольких фотовспышек – это полноценная мобильная фотостудия, к тому же, не нуждающаяся в приборах для измерения света: дистанционный беспроводной режим управления согласованных вспышек поддерживает систему измерения мощности импульса через объектив.
Ведущее число
Основное представление о мощности вспышки дает ее ведущее число. В.ч. – это условная величина, показывающая, насколько сильно должна быть открыта диафрагма для правильного экспонирования объекта, находящегося на определенном расстоянии от импульсного источника света. Единица измерения этого расстояния может изменяться от страны к стране (в России приняты метры). Формула расчета В.ч. такова: В.ч. = диафрагменное число х расстояние; или для вычисления значения диафрагмы: Диафрагменное число = В.ч. / расстояние. На практике это означает, что, работая со вспышкой, ведущее число которой равняется 40, для правильного освещения объекта, расположенного на расстоянии 10 метров, при светочувствительности ISO 100 необходимо установить диафрагму 4. Раньше для вычисления значения диафрагмы на корпусе вспышек располагались таблицы и калькуляторы. Сегодня все расчеты делает автоматика, однако фотограф, имеющий представление о том, что такое ведущее число, может с большим успехом ориентироваться в характеристиках представленных на рынке моделей. Ведь ведущее число вспышки нередко «зашифровано» в ее номенклатуре: Canon Speedlite 580EX, в.ч. 58 - ISO100, 105мм; SONY HVL-F36AM, в.ч. 36 – ISO100, 85мм. Как правило, в.ч. указывается для максимального фокусного расстояния и, таким образом, свидетельствует о максимальной мощности импульса. Но в некоторых случаях в.ч. указывается для меньших значений фокусного расстояния (85, 50 и даже 35мм) или более высокой светочувствительности (при увеличении в 2 раза ISO в.ч. увеличивается приблизительно в 1,5 раза).
Принципы работы и основные функции вспышки
Современные электронные фотовспышки достаточно «умны» для того, чтобы с высокой точностью определить мощность импульса и подобрать правильные значения выдержки и диафрагмы. Обеспечивая максимальную точность экспозиции для объекта съемки, из множества зон, на которые поделена площадь экспонометрического датчика камеры, автоматика при выборе экспопараметров отдает предпочтение тем сегментам, которые близки к точке фокусировки или перекрывают ее. Две наиболее популярные системы цифровых зеркальных фотокамер (Canon и Nikon) используют разные, но схожие по принципу действия системы замера экспозиции импульса вспышки (E-TTL II и i-TTL Balanced Fill-Flash соответственно). Обе системы работают с помощью предварительного импульса, учитывают окружающее освещение и расстояние до объекта, а чтобы определить, как долго необходимо гореть импульсной лампе, многозонный датчик измеряет количество проходящего сквозь объектив света.
Продолжительность одного импульса равняется тысячным долям секунды, причем импульс должен быть произведен именно в тот момент, когда кадровое окно открыто полностью. Так называемая Х-синхронизация – это синхронизация вспышки на кратчайшей выдержке, при которой затвор «успевает» полностью открыться. Для наиболее продвинутых моделей это значение составляет 1/250 сек. В случае, если пользователь установит выдержку короче, чем X-синхронизация, некоторая часть кадра в момент импульса будет перекрыта шторками затвора, а, следовательно, не получит должную экспозицию. Правда, при использовании современных автоматических камер такая ситуация крайне маловероятна.
Для работы с короткими выдержками предусмотрена «высокоскоростная» синхронизация (FP-flash). При работе в этом режиме импульс дробится: лампа излучает импульсы небольшой мощности, но достаточно высокой (в зависимости от ширины щели затвора) частоты. Таким образом, даже если затвор и не открывается целиком, площадь светочувствительного элемента засвечивается последовательно, полоса за полосой.
Вспышки могут быть синхронизированы и с длинными выдержками – это необходимо, чтобы подсветить объекты переднего плана, одновременно используя длинную выдержку для проработки фона. Такой режим, называемый «медленной» синхронизацией или «ночной съемкой»,позволяет получить эффектные портреты на фоне ночного города. Однако хорошую резкость сделанных на длинных выдержках снимков обеспечит только наличие штатива, или, по крайней мере, неподвижного упора.
Согласование угла рассеивания света с углом поля зрения объектива у современных вспышек происходит автоматически. В головке вспышки находится подвижный моторизированный рефлектор, который регулирует угол рассеяния света и мощность импульса. Для работы со сверхширокоугольными объективами (14мм) используются встроенные во вспышку или прилагаемые в комплекте рассеиватели.
Для облегчения фокусировки камеры в темноте внешние вспышки почти всегда имеют инфракрасную лампу подсветки, которая проецирует малозаметный луч в направлении объекта съемки. Мощность лампы подсветки зависит от мощности вспышки, а угол охвата – от того, какое количество фокусировочных точек она покрывает.
Если вспышка вынесена в сторону с помощью системы кабелей или управляется по беспроводной связи, перед съемкой фотографу необходимо оценить распределение «светов» и «теней». Особенно важно это для объектов со сложной поверхностью, например, таких, как лицо человека. Проще всего это можно сделать в режиме моделирующего или пилотного света, при работе в котором лампа с высокой частотой излучает импульсы в течение времени, как правило, вполне достаточного, чтобы можно было оценить световой рисунок для последующей коррекции положения источника света.
Стробоскопический режим также предусматривает серию импульсов, в этом случае необходимых для того, чтобы показать фазы движения перемещающегося объекта. Количество импульсов и их частота подбираются опытным путем в соответствии со скоростью и амплитудой движения объекта. Необходимо учитывать и яркость фона – если он слишком светел, движущийся объект может просто слиться с ним в единое целое.
Возможность дистанционного беспроводного управления одной или несколькими согласованными вспышками дает фотографу уникальные творческие преимущества. В этом режиме отсутствует необходимость использовать громоздкие кабели, данные ведущей (установленной на камеру) вспышки автоматически передаются ведомым, а управляет всей системой процессор камеры, который дает сигнал о прекращении горения, когда датчик зафиксирует правильно экспонированный сюжет. Беспроводной режим не является препятствием для использования самых передовых режимов экспозамера (Canon E-TTL II; Nikon i-TTL Balanced Fill-Flash).
Приемы работы со вспышкой
Обычным и основным способом использования вспышки является применение ее в качестве основного источника света. Чаще всего это предусматривает обычное прямонаправленное положение головки вспышки, что гарантирует минимальный расход батареи питания и приемлемый результат по экспозиционным параметрам. Но такой подход может быть рекомендован только при очень жестких репортажных условиях, в частности, при съемке события быстротекущего и неповторяемого. Типичным примером такого события можно считать свадьбу, а если говорить еще более конкретно, то момент бракосочетания (роспись, обмен кольцами, поздравление супругов). Фотографы обычно не любят работать в таких условиях, поскольку при подобной съемке светотеневой рисунок получается неестественным, а лица – плоскими и невыразительными
Фронтальное освещение прямонаправленной вспышкой с точки зрения светового рисунка плоско и неинтересно. Положение могут спасти только изображенные на снимке известные персонажи. |
Гораздо большей популярностью у фотографов пользуется работа с отраженным светом: головка вспышки отклоняется от стандартного положения в вертикальной, горизонтальной или вертикальной и горизонтальной одновременно плоскостях и направляется в потолок или стену. Отразившись от потолка или стены, импульс вспышки падает на объект съемки, позволяя добиться эффекта естественного освещения. Однако, для того, чтобы цветовая картина снимков была предсказуемой, следует обращать внимание на цвет и тон отражающей поверхности. Понимание же того, на какой угол необходимо повернуть головку вспышки, приходит с фотографическим опытом. В любом случае при такой съемке необходимо постоянно контролировать результаты работы по ЖКД.
Отразившись от белого потолка, импульс вспышки полностью повторяет рисунок естественного света и даже освещает достаточно большое помещение. |
Сделать интересные портреты позволяют отражатели и рассеиватели, устанавливаемые непосредственно на вспышку (например LUMIQUEST). Такие приспособления могут способствовать более естественному освещению, а различный характер поверхности (белая матовая, нейтральный или золотой металлик), позволяет создавать различный световой и тоновой рисунок изображения, а, соответственно, и необходимое настроение. Еще более рекомендуемо использование в качестве отражателей специальных экранов большой площади.(СМ)
В трэвел-фотографии получил распространение режим «ночной съемки», при работе в котором импульс вспышки синхронизируется с продолжительной выдержкой. Такой режим позволяет не только правильно осветить передний план, но и проработать задний . Для вечерней съемки движущихся объектов используют режим «ночной съемки» с синхронизаций по второй шторке затвора. В этом режиме след от светящихся частей объекта остается позади него, а сам объект фиксируется вспышкой в конечной фазе движения.
В режиме «ночной съемки» («медленной» синхронизации) хорошо проработанным оказывается не только передний но и задний план, что позволяет передать атмосферу вечера. |
Даже если импульсный прибор не является основным источником света, его использование может быть очень полезно, а в некоторых случаях просто необходимо. Без подсветки вспышкой не обойтись на ярком солнце, например, при работе с контровым светом чтобы избежать темных силуэтных провалов, или для съемки в тени , чтобы избавиться от неприятных холодных оттенков, получив нужную цветовую температуру.
Подсветка вспышкой в контровом свете очень эффективна. Этот прием позволяет избежать силуэтных провалов и создать для неосведомленного зрителя эффект естественного освещения. |
Используя вспышку для подсветки сюжета при достаточном освещении, следует работать в режиме высокоскоростной синхронизации – это не нарушит тональный баланс изображения.
Фотовспышка как министудия
Даже если в вашем распоряжении всего одна внешняя фотовспышка, знание нескольких несложных приемов работы позволяет успешно имитировать эффект студийного освещения. Как известно, студийный осветитель для создания рисующего (основного) света (зонт, софтбокс), устанавливается справа или слева от фотографа, несколько выше головы портретируемого, под таким углом, чтобы расклад светов и теней на лице соответствовал замыслу фотографа. Если студийное освещение имитируется при помощи внешней вспышки, необходимо использовать дополнительный экран-отражатель (например FALCON EYES) (СМ). При этом головку вспышки необходимо направлять на поверхность отражателя, а сам отражатель удерживать под требуемым углом к объекту съемки . Обычно такие отражатели имеют несколько сменных поверхностей: белая матовая позволяет получить мягкое рассеянное освещение, серебряный металлик обеспечивает достаточно жесткое освещение, а металлизированная золотистая поверхность дает возможность добавить снимку теплых тонов и имитировать загар на коже. Кроме того, такие экраны имеют возможность работать с осветителями на просвет, дополнительно рассеивая свет вспышки.
При всех своих достоинствах такая съемка имеет один существенный недостаток: экран должен быть как-то закреплен. Чтобы выйти из положения, фотограф может попросить кого-нибудь подержать экран-отражатель, или закрепить камеру на штативе и, управляя ей с помощью тросика, удерживать отражатель во второй руке. Второй путь более трудоемок, но дает большую независимость и контроль над процессом съемки.
При съемках такого рода бывает полезно использовать дополнительные вспышки для подсветки фона, что намного проще, чем кажется. Ведь практически любая современная система имеет режим беспроводной дистанционной синхронизации, а также возможность устанавливать необходимое соотношение мощности импульсов вспышек, сохраняя при этом автоматические режимы измерения экспозиции.
Техника безопасности
Не разбирайте вспышку и не ремонтируйте ее сами. Не пользуйтесь старыми или подвергавшимися подозрительному ремонту изделиями и не работайте со вспышкой в особо опасных условиях – при высокой влажности, на мокрой земле или около заземленной металлической арматуры. Ни при каких условиях не касайтесь токопроводящих частей вспышки, которые в нормальном состоянии должны быть тщательно изолированы.