Простые правила
Правило благожелательности гласит, что мы склонны выполнять желания тех, кто нам нравится и близок, а так как ближе всего себе мы сами, то нам намного приятней выполнять требования человека, похожего на нас. Если мы, например, узнаем, что продавец тоже увлекается сноубордом, или что у него, как и у нас дома живет золотистый ретривер, мы автоматически почувствуем расположение и скорей всего что-нибудь купим у понравившегося нам человека. Открытое заискивание редко приносит пользу продавцу, так как вызывает у покупателя больше негативных эмоций. Халдейский поклон приказчика, с его «Чего изволите-с?», остался в прошлом. С технологиями продаж знаком каждый продавец, а многие на этом не останавливаются и изучают не простую психологию, а глубинную, чтобы путем манипуляции воздействовать на наше подсознание и заставить нас сделать покупку.
Продавцы рассказывают, что есть покупатели, которых они попросту, как говорится, берут «на слабо», которые не могут устоять против подзадоривания и фраз «Ну, это для обеспеченных людей», или «Это только для знатоков». Услышав что-либо подобное, некоторые невзирая ни на что делают покупку, спеша доказать, что они и есть те самые «обеспеченные знатоки».
«У вас тонкий вкус знатока» — такую фразу я услышала вчера и, понимая, что все это всего лишь психологический прием, моя душа все равно сказала «мурр» и я расплылась в улыбке. Ведь я действительно считаю, что неплохо разбираюсь в предмете. Ладно, если действительно разбираюсь, а если нет, то могу легко «повестись» на очередной маневр и сделать не очень продуманную покупку. Это тоже ход, который часто используют мастера продаж.
Еще один прием, называется он иллюзия объективности. Например, вы пришли за покупкой, выбрали для себя модель А, а вам говорят: «Эта модель замечательная, однако она появилась совсем недавно, и у нас пока нет статистики о том, как часто она ломается». Вы настораживаетесь, начинаете размышлять: нет статистики, а вдруг, она ломается часто? А продавец продолжает: «Вот модель В аналогичного класса, с подобными же функциями, а по цене даже чуть ниже — проверенная и очень надежная». Продавец кажется нам совершенно беспристрастным и создает ощущение полной объективности. Дружеское участие — это прекрасно, однако не стоит забывать, что, возможно, продавец просто сбывает залежалый товар. Если у вас после совершения покупок, периодически возникает вопрос «А зачем я это купила?», спросите себя: «а КАК я это купила, на какие фразы продавца среагировала?», проанализируйте ситуацию, найдите свою ахиллесову пяту и это в будущем и деньги сэкономит, и настроение сохранит. Пусть хождение по магазинам, станет практическим занятием, по исследованию собственной личности.
С кем ходить за покупками
Психологи выяснили, что мужчины и женщины могут вместе ходить за покупками в среднем 72 минуты, по прошествии которых они начинают ссориться. Мужчина к этому времени уже «находился по магазинам», а женщина готова делать покупки еще 28 минут. Оказывается, разница в поведении во время шоппинга между мужчинами и женщинами берет свое начало в глубокой древности. Первобытный охотник шел добывать конкретного мамонта, этот же инстинкт руководит и современным мужчиной, когда он приходит в магазин. Чаще всего он знает, чего хочет, ищет это и покупает. Все, охота окончена. А женщина, она же издревле собирательницей была, и когда шла на свою «охоту», то конечно, предполагала, что идет, например, за грибами, но по сторонам смотрела и от ягод и плодов никогда не отказывалась, если таковые ей попадались.
Совет: делая покупки, возьмите с собой подругу, ведь 72 минуты — это усредненный вариант, некоторые мужчины не выдерживают даже их.