ПОИСК:

Техпоиск (главная страница) :: Аудиотехника :: Стандарты мощности аудио DIN,RMS,PMPO

Стандарты мощности аудио DIN,RMS,PMPO

  

Увеличить шрифт  Уменьшить шрифт

Многообразие применяемых стандартов измерения выходной мощности усилителей и мощности колонок может сбить с толку любого. Вот блочный усилитель солидной фирмы 35 Вт на канал, а вот дешевенький музыкальный центр с наклейкой 1000 Вт. Такое сравнение вызовет явное недоумение у потенциального покупателя. Самое время обратиться к стандартам...
Стандарты мощности аудио DIN,RMS,PMPO

Стандарты мощности (DIN,RMS,PMPO)

В России используется два параметра мощности - номинальная и синусоидальная. Это нашло свое отражение в названиях акустических систем и обозначениях динамиков. Причем, если раньше в основном использовалась номинальная мощность, то теперь чаще - синусоидальная. Например, колонки 35АС впоследствии получили обозначение S-90 (номинальная мощность 35 Вт, синусоидальная мощность 90 Вт)

Номинальная мощность - мощность при среднем положении регулятора громкости усилителя, при которой остальные параметры устройства соответствуют заявленным в техническом описании.

Синусоидальная мощность - мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение длительного времени с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Обычно в 2 - 3 раза выше номинальной.

Западные стандарты более широки, как правило, используются DIN, RMS и PMPO.

DIN - примерно соответствует синусоидальной мощности - мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение длительного времени с сигналом "розового шума" без физического повреждения.

RMS (Rated Maxmum Sinusoidal) - Максимальная (предельная) синусоидальная мощность - мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Обычно на 20 - 25 процентов выше DIN.

PMPO (Peek Music Power Output)- Музыкальная мощность (запредельная :-)) - мощность, которую динамик колонки может выдержать в течение 1 -2 секунд на сигнале низкой частоты (около 200 Гц) без физического повреждения. Обычно в 10 - 20 раз выше DIN.

Как правило, серьезные западные производители указывают мощность своих изделий в DIN, а производители дешевых музыкальных центров и компьютерных колонок в PMPO.

 Особенности стандартов,
описывающих мощность в звукотехнике

Многим иногда приходилось задумываться, что же именно обозначает мощность, в том или ином виде приводимая в паспортах акустических систем и звукоусилительной аппаратуры. Материалов на эту тему в сети и печатных изданиях встречается на удивление мало, внятных ответов на вопросы тоже.

Международные стандарты

RMS (Root Mean Squared)
- среднеквадратичное значение мощности, ограниченной заданными нелинейными искажениями.

Мощность замеряется синусоидальным сигналом на частоте 1 кГц при достижении 10% THD. Она вычисляется, как произведение среднеквадратичных значений напряжения и тока при эквивалентном количестве теплоты, создаваемой постоянным током. То есть, эта мощность численно равна квадратному корню из произведения квадратов усредненных величин напряжения и тока.

Для синусоидального сигнала среднеквадратичное значение меньше амплитудного в V2 раз (x 0,707). Вообще же, это виртуальная величина, термин "среднеквадратичный", строго говоря, может быть применен к напряжению или силе тока, но не к мощности. Известный аналог - действующее значение (все знают его для сети электропитания переменным током - это те самые 220 V для России).

Попробую объяснить, почему это понятие для описания звуковых характеристик малоинформативно. Среднеквадратичная мощность - это производящая работу. То есть, имеет смысл в электротехнике. И относится не обязательно к синусоиде. В случае музыкальных сигналов громкие звуки мы слышим лучше, чем слабые. И на органы слуха воздействуют больше амплитудные значения, а не среднеквадратичные. То есть громкость не эквивалентна мощности. Поэтому среднеквадратичные значения имеют смысл в электросчетчике, а вот амплитудные в музыке. Еще более популистский пример - АЧХ. Провалы АЧХ заметны меньше, чем пики. То есть громкие звуки более информативны, чем тихие, а усредненное значение будет мало о чем говорить.

Таким образом, стандарт RMS был одной из не самых удачных попыток описать параметры звуковой аппаратуры, которые не отражают громкость, как величину.

В усилителях и акустике этот параметр тоже, по сути, имеет весьма ограниченное применение - усилитель, который выдает 10% искажений не на максимальной мощности (когда возникает клиппинг, ограничение амплитуды усиливаемого сигнала с возникающими специфическими динамическими искажениями), еще поискать. До достижения максимальной мощности искажения транзисторных усилителей, например, не превышают зачастую сотых долей процента, а уж выше резко возрастают (нештатный режим). Многие акустические системы при длительной работе с таким уровнем искажений уже способны выйти из строя.

Для совсем уж дешевой техники указывается другая величина - PMPO, совсем уж бессмысленный и никем не нормированный параметр, а значит, друзья-китайцы измеряют его так, как бог на душу положит. Если точнее, в попугаях, причем каждый в своих. Значения PMPO часто превышают номинальные вплоть до коэффициента 20.

PMPO
(Peak Music Power Output)

- пиковая кратковременная музыкальная мощность, величина, которая означает максимально достижимое пиковое значение сигнала независимо от искажений вообще за минимальный промежуток времени (обычно за 10 mS, но, вообще, не нормировано).

Как следует из описания, параметр еще более виртуальный и бессмысленный в практическом применении. Посоветую эти значения не воспринимать всерьез и на них не ориентироваться. Если вас угораздило покупать аппаратуру с параметрами мощности, указанными только, как PMPO, то единственный совет - послушать самостоятельно и определить, подходит это вам или нет.

DIN 45500

- комплекс общепринятых стандартов IEEE, описывающих различные звукоусилительные характеристики аппаратуры более достоверным образом.

DIN POWER

- значение выдаваемой на реальной нагрузке (для усилителя) или подводимой (к АС) мощности, ограниченной нелинейными искажениями.

Измеряется подачей сигнала с частотой 1 кГц на вход устройства в течение 10 минут. Мощность замеряется при достижении 1 % THD (нелинейных искажений).

Строго говоря, есть и другие виды измерений, например, DIN MUSIC POWER, описывающая мощность уже музыкального сигнала. Обычно указываемая величина DIN music выше, чем приводимая как DIN.

Отечественные стандарты

Номинальная мощность
(ГОСТ 23262-88)

- величина искусственная, она оставляет свободу выбора изготовителю. Разработчик волен указать значение номинальной мощности, соответствующее наиболее выгодному значению нелинейных искажений. Обычно указанная мощность подгонялась под требования ГОСТ к классу сложности исполнения при наилучшем сочетании измеряемых характеристик. Указывается как у АС, так и у усилителей.

Иногда это приводило к парадоксам - при искажениях типа "ступенька", возникающих в усилителях класса АВ на малых уровнях громкости, уровень искажений мог снижаться при увеличении выходной мощности сигнала до номинальной. Таким образом достигались рекордные номинальные характеристики в паспортах усилителей, с крайне низким уровнем искажений при высокой номинальной мощности усилителя. Тогда как наивысшая статистическая плотность музыкального сигнала лежит в диапазоне амплитуд 5-15% от максимальной мощности усилителя. Вероятно, поэтому российские усилители заметно проигрывали на слух западным, у которых оптимум искажений мог быть на средних уровнях громкости, тогда как в СССР шла гонка за минимумом гармонических и иногда интермодуляционных искажений любой ценой на одном, номинальном (почти максимальном) уровне мощности.

Паспортная шумовая мощность

- электрическая мощность, ограниченная исключительно тепловыми и механическими повреждениями (например: сползание витков звуковой катушки от перегрева, выгорание проводников в местах перегиба или спайки, обрыв гибких проводов и т.п.) при подведении розового шума через корректирующую цепь в течение 100 часов.

Максимальная кратковременная мощность

- электрическая мощность, которую громкоговорители АС выдерживают без повреждений (проверяется по отсутствию дребезжаний) в течение короткого промежутка времени. В качестве испытательного сигнала используется розовый шум. Сигнал подается на АС в течение 2 сек. Испытания проводятся 60 раз с интервалом в 1 минуту. Данный вид мощности дает возможность судить о кратковременных перегрузках, которые может выдержать громкоговоритель АС в ситуациях, возникающих в процессе эксплуатации.

Максимальная долговременная мощность

- электрическая мощность, которую выдерживают громкоговорители АС без повреждений в течение 1 мин. Испытания повторяют 10 раз с интервалом 2 минуты. Испытательный сигнал тот же.

Максимальная долговременная мощность определяется нарушением тепловой прочности громкоговорителей АС (сползанием витков звуковой катушки и др.).

Общая терминология

Розовый шум

- группа сигналов со случайным характером и равномерной спектральной плотностью распределения по частотам, убывающей с увеличением частоты со спадом 3 дБ на октаву во всем диапазоне измерений, с зависимостью среднего уровня от частоты в виде 1/f. Розовый шум имеет постоянную (по времени) энергию на любом из участков частотной полосы.

Белый шум

- группа сигналов со случайным характером и равномерной и постоянной спектральной плотностью распределения по частотам. Белый шум имеет одинаковую энергию на любом из участков частот.

Октава

- музыкальная полоса частот, соотношение крайних частот которой равно 2.

Электрическая мощность

Мощность, рассеиваемая на омическом эквивалентном сопротивлении, равном по величине номинальному электрическому сопротивлению АС, при напряжении, равном напряжению на зажимах АС. То есть, на сопротивлении, эмулирующем реальную нагрузку в тех же условиях.
Игорь Илларионов

 


http://www.wemboney.ru
Добавить в закладки: 

Средняя стоимость ремонта бытовой техники в Северозападном регионе и Москве.Средняя стоимость ремонта бытовой техники в Северозападном регионе и Москве.
Данные для быстрой оценки во сколько это Вам обойдётся. Средняя стоимоисть ... Читать дальше...
Последние от SONY медиаплеераПоследние от SONY медиаплеера
... Читать дальше...
Новые Музыкальные центры с воспроизведением DVDНовые Музыкальные центры с воспроизведением DVD
Обзор посвящён новинкам в довольно оригинальной группе товаров — музыкальным цен... Читать дальше...
Аудиотехника для «чайников» и знатоковАудиотехника для «чайников» и знатоков
Аудиотехника для «чайников» и знатоков ... Читать дальше...
Профессия Web-программист

Профессия Web-программист
... Читать дальше...
Стальные двери от производителя

Стальные двери от производителя
... Читать дальше...
Скачать Обои и Софт Для Nokia 5530

Скачать Обои и Софт Для Nokia 5530
... Читать дальше...


01.08.2009 17:27:50
Спасибо за полезную статью! :)


14.08.2009 15:07:55
Осталось так и непонятно что же такое RMS. В заголовке страницы указана аббревиатура RMS (Rated Maxmum Sinusoidal) а в теле статьи значится RMS (Root Mean Squared)?


08.09.2009 22:39:58
Добрый день у меня такой вопрос, облазил всю сеть но так и не смог найти внятного ответа.

Домашний кинотеатр Samsung HT-Z210 R с заявленной мощностью 800W (RMS)
а потребляемая электрическая мощность при максимальной нагрузке составляет всего 80W,
ну так вот собственно хотелось бы узнать сколько реальная выходная мощность данного экземпляра хотябы примерная...

PS: извините если не в тему :(


29.10.2009 14:38:49
Отними кпд блока питания и стабилизации 5-10%, отними 1-5% мощности на систему управления и индикации, отними кпд высококачественного широкополосного усилителя 50%, оставшуюся мощность подели между колонками, пропорционально заявленной мощности, получишь их максимальную "советсткую" синосуидальную мощность  (это та, которая в колонках S-90 была заявлена как 90 Вт).
При классической схемотехнике и ответственном использовании аудиотехники, нормальный предел постоянного использования мощности 2/3 от максимальной. Так что отними ещё от своих колонок 30% и получишь мощность, при которой они и усилитель будут играть с приемлемым качеством долго и счастливо.

Для стереоусилителей, если очень грубо, просто делили мощность потребления на 4. Итого, под колонки S-90 надо было усилитель с блоком питания на 300-400Вт. При этом среднее энергопотребление было около 200-240 Вт, это уже при мощности 2 колонок около 60 Вт, что не могло не тревожить стаканы и сервизы в шкафах соседей.


04.11.2009 17:42:48

pollas

наверное нет таких стандртов чтоб не расстраивали

---

системы видеонаблюдения



26.12.2009 22:30:59

Интересно а  по какой методике производиться измерение RMS самих динамических головок а не акустических систем?  В частности мне интересует на какой частоте производят измерение RMS сабвуферов и твитеров. думаю что измерение на частоте 1 кгц лишена практически всякого смысла, так как полоса воспроизводимых частот по уровню -3 db у них порядка  20-600 гц   и  5-20 кгц  соответственно. 

И еще, измерения  сабвуферных динамических головок производится в свободно подвешенном состояний или акустическом оформлении закрытый ящик?

Спасибо



06.02.2010 15:31:56
RMS - не показатель громкости))))))))) ню-ню


17.04.2010 05:37:35
"И еще, измерения сабвуферных динамических головок производится в свободно подвешенном состояний или акустическом оформлении закрытый ящик?"

Любые измерения проводятся в полузакрытом пространстве на расстоянии 1 метр от центра оси динамической головки прямого излучения.
Ваш комментарий к данной статье:
Жирный шрифт Курсив Подчеркнуть Выровнять влево Выровнять по центру Выровнять вправо Выровнять по ширине Вырезать Копировать Вставить Отменить Повторить Список Нумерованный список Верхний индекс Нижний индекс Вставить ссылку  Цвет:



Новости Техпоиска
Rambler's Top100
Вас приветствует tehpoisk.ru! Правила использования материалов журнала Rambler's Top100
Статьи и обзоры техники от журнала Техпоиск ©
Новости от журнала Техпоиск ©
Обратная связь
Сообщить об ошибке на этой странице