В начале 2007 г. руководство “Евросети” на встрече с аналитиками инвестбанков объявило, что компания намерена закрывать убыточные салоны и повышать эффективность бизнеса. Первое обещание “Евросеть” выполнила: за первое полугодие количество ее салонов сотовой связи в России и СНГ сократилось с 5087 до 4883 (на 31 июня). А, например, из Азербайджана “Евросеть” и вовсе решила уйти, объяснив это неблагоприятными рыночными условиями: в этой стране, объяснял совладелец и председатель совета директоров “Евросети” Евгений Чичваркин, “выгодно торговать бэушным товаром” и “мы поняли, что легально работать не сможем”. В конце этого года, заявил он вчера, компания также может свернуть бизнес в Белоруссии, если власти не отменят решение о повышении налогов.
Правда, “Евросеть” не только закрывает убыточные салоны, но и открывает новые. Поэтому к концу 2007 г., обещает Чичваркин, общее количество салонов ненамного, но вырастет — до 5200.
Закрытие нерентабельных салонов сделало бизнес компании более эффективным, заверил Чичваркин, но назвать конкретные цифры отказался. Ранее руководство компании планировало увеличить рентабельность по EBITDA с 3,9% в 2006 г. до 4,5-5% в 2007 г.
Российский рынок продажи мобильных телефонов почти насытился. По оценке MRG, в 2004 г. поставки трубок в Россию выросли на 70%, в 2005 г. — на 30%, а в 2006 г. они впервые сократились — на 6% (до 31,2 млн). В 2007 г. поставки составят еще меньше — 29-30 млн телефонов, прогнозирует MRG. В этих условиях о повышении эффективности бизнеса думают и другие сети салонов. “Процесс [переноса местоположения салонов] идет непрерывно, закрытие 5% торговых точек в месяц считается допустимым”, — отмечает PR-директор “Телефон.Ру” Людмила Савельева. “Раньше сотовые дилеры старались занять наибольшую долю рынка, открывая как можно больше торговых точек, естественно, не все магазины сейчас соответствуют необходимому уровню прибыльности”, — добавляет пресс-секретарь Dixis Надежда Захарова.
Например, у “Телефон.Ру” в мае — июле 2007 г. закрылось 62 магазина и открылось 74 (всего сейчас у компании 424 салона). Ежемесячная выручка с одного магазина за этот же период выросла с 1,8 млн руб. до 2,3 млн руб. По словам Савельевой, подавляющее большинство магазинов закрывается из-за неудачного местоположения. Причем, подчеркивает она, количество посетителей у одной и той же торговой точки может измениться через год-два успешной работы, поскольку меняется направление покупательских потоков.
Dixis c начала года закрыла 100 магазинов, сейчас у компании 1300 салонов сотовой связи. “Одновременно мы открываем новые салоны, при этом делаем ставку на магазины достаточно крупного формата, площадью свыше 60 кв. м”, — говорит Захарова. По ее словам, в январе 2007 г. ежемесячная выручка с одного магазина Dixis составляла $49 000, а сейчас — уже $66 500. В планах компании увеличение этого показателя до $100 000 в месяц.
“Цифроград” с начала года закрыл 56 салонов, в основном из-за неудачного местоположения, говорит PR-директор компании Татьяна Москалева. Сейчас у компании 451 собственный магазин и еще 1000 франчайзинговых. По словам Москалевой, выручка на один магазин в августе 2007 г. по сравнению с августом 2006 г. выросла на 30%. Правда, подчеркивает она, это произошло не только из-за закрытия нерентабельных магазинов, но и из-за увеличения средних продаж телефонов в штуках и средней стоимости трубок.
Автор: Юлия Белоус