Известные марки бытовой техники в России нельзя оставить без присмотра — тут же найдутся новые хозяева. Не стоит удивляться, если в российских магазинах появятся телевизоры Braun и микроволновки Citizen.
Право на их производство получили компании, не имеющие отношения к производителям немецких электробритв и японских калькуляторов.
Не тот Braun Этой весной право производить и продавать в России под маркой Braun телефоны, компьютеры, телевизоры, холодильники, стиральные машины и многое другое получила берлинская Braun GmbH. Роспатент 2 марта 2007 г. зарегистрировал на нее этот товарный знак в отношении товаров шести классов международной классификации товаров и услуг (МКТУ) — с 7-го по 9-й, а также 11-го, 14-го и 21-го. Однако никакого отношения к знаменитой марке Braun, под которой с 1950 г. выпускаются мелкая кухонная техника, бритвы и эпиляторы, берлинская компания не имеет, утверждает Константин Дубинин, менеджер по внешним связям корпорации Procter & Gamble (P&G), владельца “настоящей” Braun GmbH со штаб-квартирой в немецком городе Кронберге. Хозяев берлинского двойника в P&G не знают, но признают, что из-за его действий у “истинной” Braun, занимающей в России 2-е место на рынке мелкой бытовой техники, осталась возможность продавать здесь под своим брендом только мелкие бытовые приборы. Дубинин сожалеет, что возможность пользоваться маркой получили люди, “которые не имеют отношения к структурам, ее развивавшим”. Патентный детектив Разыскать берлинскую Braun по адресу, указанному в свидетельстве на товарный знак Роспатента — ул. Фелдбергер Ринг, 46, — “Ведомостям” не удалось. По данным риэлторского портала www.immowelt.de, в расположенной там жилой пятиэтажке можно арендовать или купить квартиру. Зато в разбирательствах, связанных с маркой Braun, обнаружились сразу два известных человека. В свидетельстве Роспатента в качестве контактного лица указан гендиректор юридической фирмы “Зуйков и партнеры” Сергей Зуйков, лишивший правовой защиты в России несколько известных брендов, в том числе Akai и Starbucks. Кому принадлежит берлинская компания, он не говорит, но заверяет, что сам действовал в интересах клиента. Атаку на Braun Зуйков начал два года назад вместе с калининградской компанией “Интелмаш”, директор которой Андрей Колесников — совладелец московской компании “Радиоимпорт”. Ее калининградский филиал — завод “Радиоимпорт-Р” входит в тройку крупнейших отечественных сборщиков бытовой техники. Ежемесячно он выпускает по лицензиям Sharp, Panasonic, Candy, Daewoo и др. по 120 000 телевизоров и микроволновок, 60 000-70 000 пылесосов, 50 000 видеомагнитофонов, 50 000 DVD-плейеров. А еще — домашние кинотеатры и жидкокристаллические телевизоры. Всего же Колесников, по данным ЕГРЮЛ, значится гендиректором 15 московских и калининградских компаний, занимающихся производством и торговлей электротоварами. В шести из них он еще и учредитель. Весной 2005 г. “Интелмаш” и Зуйков подали в палату по патентным спорам (ППС) заявления о досрочном частичном прекращении правовой охраны товарного знака Braun — из-за его неиспользования в течение трех лет. Одновременно “Интелмаш” обратился в Роспатент с заявкой на регистрацию знака по оспариваемым классам МКТУ, а через полгода Колесников зарегистрировал в Калининграде компанию “Браун Калининград”. Braun, входящая в P&G, от борьбы отказалась. На заседании коллегии ППС в октябре 2006 г. ее представитель сообщил, что она не заинтересована в правовой охране своего знака в отношении товаров и услуг, указанных в перечне “Интелмаша”, и ППС удовлетворила заявление калининградской компании. Правда, патентное ведомство зарегистрировало знак не на “Интелмаш”, а на берлинскую Braun GmbH. “Возможно, "Интелмаш" переуступил свою заявку. Это разрешается законом”, — объясняет Зуйков. Колесников комментировать ситуацию отказался, заметив, что “Радиоимпорт” здесь ни при чем“. В любом случае компания, зарегистрировавшая в России знак Braun, имеет полное право выпускать под ним соответствующие товары, замечает Роберт Восканян, заместитель директора Федерального института промышленной собственности. Маркетологи добавляют, что в этом случае производитель сэкономит миллионы долларов на маркетинговых расходах — известный бренд не нуждается в масштабной рекламе. Бренды под ударом Как стало известно “Ведомостям”, проблемы с товарными знаками в России возникли еще у двух японских компаний — Funai Electric и Citizen Tokei Kabushiki Kaisha. И опять при участии Зуйкова. Он еще в 2004 г. добился частичной отмены правовой защиты в России товарного знака Funai, под которым в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в Россию поставлялись дешевые японские телевизоры и видеотехника. Роспатент снял защиту этой марки по 7-му (инструменты), 9-му и 11-му (крупная бытовая техника) классам за длительное неиспользование. Японская Funai Electric, основанная в Осаке в 1961 г., после российского дефолта 1998 г. сократила поставки в Россию до минимума. Ей удалось сохранить право на знак только на те виды товаров, которыми она продолжала здесь торговать, — кондиционеры и видеоаппаратуру. Регистрацию на знак по части освободившихся видов товаров, например микроволновок и аудиоаппаратуры, в октябре 2005 г. получила в Роспатенте гонконгская компания Funai Products. Она учреждена москвичкой Натальей Носовой и не имела никакого отношения к японской Funai Electric, утверждает Николай Богданов, патентный поверенный фирмы “Городисский и партнеры”, защищающей японскую компанию. Год назад Носова продала компанию офшору Lesanto Corp. Директором Funai Products стал житель Ессентуков Янис Политов, говорит Богданов. Теперь компания пытается получить право производить под маркой Funai еще несколько категорий техники. Осенью 2006 г. ППС отказала Funai Product в этом требовании, сославшись на всемирную известность товаров Funai. Гонконгская компания пытается оспорить решение палаты в арбитражном суде. Зуйков признается, что вел и это дело в интересах клиентов. Funai Electric с помощью юристов фирмы “Городисский и партнеры” через суд пытается вернуть себе бренд, требуя признать его регистрацию на тезку из Гонконга недействительной. Однако вчера московский арбитраж отказал японцам в этом требовании. В феврале 2007 г. по заявлению фирмы “Зуйков и партнеры” ППС частично лишила правовой охраны знак Citizen, принадлежащий японской компании Citizen Tokei Kabushiki Kaisha, входящей в Citizen Group. Производитель сохранил регистрацию лишь на те товары, которые он выпускает, — калькуляторы, принтеры и батареи. Еще в марте 2006 г. заявление о регистрации этой марки по товарам и услугам все тех же 7-го, 9-го и 11-го классов подала гонконгская компания Citizen Camera, зарегистрированная 11 марта 2004 г. Впрочем, у нее уже есть права маркировать логотипом Citizen некоторую технику: через восемь дней после создания компании Роспатент зарегистрировал на нее этот товарный знак в отношении фотоаппаратов, биноклей и услуг по продвижению бытовой техники и электроники. По словам Наили Ильясовой, официального представителя Citizen Group в России и замдиректора дистрибутора “ЛИТ Трейдинг”, в Японии знают о возникшей проблеме. Но комментировать ее представители японской корпорации отказались. Отобрать дешевле Атаки на известные электронные бренды проводятся по одинаковой схеме: сначала их владельцы частично лишаются правовой охраны знака из-за его неиспользования (потому что оспариваемый класс товара либо вообще не производится компанией, либо не поставляется в Россию), потом за границей учреждается одноименная с брендом компания и подает в Роспатент заявление о регистрации марки на себя. Такие схемы просты в исполнении и дешевы, утверждают опрошенные “Ведомостями” юристы. Снятие защиты и регистрация товарного знака по одному классу МКТУ в среднем стоит $2000-3000. Если случай тяжелый, обладатель оспариваемого бренда проявляет упорство и доходит до ППС, то затраты могут вырасти в 2-3 раза, рассказывает Евгений Злотников из “Бейкер Тилли Русаудит”. Не потребует больших средств и создание компании с нужным названием. Регистрация GmbH (общества с ограниченной ответственностью) стоит 4500 евро и еще 25 000 евро должен составлять минимальный уставный капитал новой компании, говорит Юрий Порядочнов, директор берлинской компании OWU, специализирующейся на организации бизнеса в Германии. Правда, отмечает он, зарегистрировать название, похожее на известную торговую марку, например Braun, просто так не разрешат. Но если один из учредителей компании будет носить распространенную немецкую фамилию Браун, компании позволят использовать это слово. Или заявление о регистрации должна была подать компания, уже имеющая в названии слово Braun, например “Браун Калининград”, добавляет Роберт Восканян из ФИПС. Стать владельцем азиатской компании еще проще: фирму с пропиской в Гонконге можно за $3000 купить в Москве или за $2000 зарегистрировать непосредственно на месте. Если суммировать все расходы, перехват известной марки обойдется не более чем в $50 000. Вывод на рынок собственного бренда стоит в сотни раз дороже. Создание марки бытовой электроники уровня Bork, претендующей на место в десятке крупнейших игроков рынка, потребует годового маркетингового бюджета в $20 млн, утверждает Григорий Трусов, президент консалтинговой компании “Контакт-Эксперт”. Продать или продаться Пресс-службы крупнейших российских сетей бытовой техники — “Эльдорадо”, “М.Видео” и “Техносилы” — говорят, что предложений о закупках крупной бытовой техники Braun, Funai или Citizen не получали. Но их сотрудники сомневаются, что подобная продукция будет пользоваться успехом. “Символика Braun у большинства покупателей ассоциируется с мелкой бытовой техникой: чайниками, утюгами, фенами. И изменить подобное восприятие можно лишь при наличии серьезных сил и средств”, — замечает сотрудник “Эльдорадо”. А топ-менеджеры двух региональных сетей на условиях анонимности сказали “Ведомостям”, что, если бы им предложили продавать, например, телевизоры Braun, они бы отказались, не желая ссориться с “настоящим” Braun. Но Григорий Трусов уверен, что запуск крупной бытовой техники под маркой Braun может стать успешным. “У этого бренда уже есть репутация и знание марки потребителем”, — объясняет он, проект будет успешным, если производитель сумеет доказать юридические права на бренд — это избавит потребителей от ощущения подделки. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров уверяет, что с этим проблем не будет: если у компании есть патент на товарный знак Braun, производство и продажа одноименной продукции будут законными. У русских владельцев немецких и японских брендов могут быть и другие планы. История может закончиться продажей марок их прежним хозяевам. Это произойдет с известным брендом электроники Akai. Его злоключения в России продолжаются с 2002 г., когда Зуйков лишил прав на этот знак гонконгскую компанию Toyo Holdings, входящую в холдинг Grande, который получил активы и бренд производителя электроники Akai Electric после его банкротства в конце 1990-х гг. Бесхозную марку быстро зарегистрировала в Роспатенте гонконгская компания Akai Universal Industries, которую в 2004 г. приобрели совладельцы российского продавца аудиотехники ТПГ “Автоаудиоцентр”. Недавно владельцы Akai Universal Industries согласились уступить свою компанию вместе с правами на бренд Akai в России японской компании Akai Electric, принадлежащей холдингу Grande. Сделка будет совершена до 1 июля, рассказал патентный поверенный Владимир Шитиков из Baker & McKenzie, защищающей интересы Akai Electric. Эту информацию подтвердил вице-президент ТПГ “Автоаудиоцентр” Георгий Хут. Сумму сделки стороны не раскрывают. Хут лишь заявил, что она будет сопоставима с суммой, потраченной владельцами ТПГ “Автоаудиоцентр” на покупку Akai Universal Industries. Зуйков в интервью журналу “Секрет фирмы” оценивал ее в $1 млн. По данным участников рынка, японская Akai собирается вернуться на российский рынок с видео- и аудиотехникой верхнего ценового сегмента. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ Защитить свой товарный знак от покушений довольно просто. Если владелец марки не использует ее в России, ему необходимо незадолго до истечения трехлетнего срока самому подать в Роспатент новую заявку на регистрацию — раньше, чем это сделают другие, советует Восканян. В этом случае, даже если кто-нибудь лишил товарный знак охраны, у его старого владельца будет приоритет на новую регистрацию. Но Богданов уверен, что такой прием не спасет: захватчики могли начать наступление на знак заранее, подав заявку на его регистрацию буквально на следующий день после того, как компания зарегистрировала родную марку. Рассмотрение заявки в разных инстанциях можно затянуть на несколько лет. Если за это время правообладатель лишится своего знака из-за неиспользования, конкуренты окажутся первыми в очереди на его регистрацию.
|
Новости Техпоиска
|
Статьи и обзоры техники от журнала Техпоиск © Новости от журнала Техпоиск © |
Сообщить об ошибке на этой странице |